Мои покупки

Салги

  • Описание
  • Подробно
  • Фольклор
  • Исторические фото
  • Фото
  • Виртуальный тур
  • Как добраться
Салги (Сялг) — башенный поселок замкового типа на гребне горного кряжа у начала Салгинского (Чулхойского) ущелья, на правом берегу речки Чулхи. Поселок занимает стратегически важное положение, запирая проход к селениям ущелья по нижней тропе, выходящей в сторону Грузии. Сейчас здесь сохранились две боевые, десять жилых башен с различными каменными пристройками и оборонительными стенами позднего средневековья, большей частью находящиеся в руинах. На северной стороне расположен некрополь, в котором интерес представляет двухкамерный склеп со сводом стрельчатой формы.

По легенде, Салги был построен выходцами из поселка Маготе, расположенного рядом на горном хребте. Из Салги вышли Салгиевы, Салгиреевы, Додовы, Эльжаркиевы, Марзиевы, Дзауровы, Дударовы и другие ингушские фамилии, относящиеся к тейпу Салгхой. В позднем средневековье Салги являлся административно-политическим и культурным центром Чулхойского ущелья. Он славился своими высококачественными кузнечными и оружейными изделиями (луки, арбалеты, шашки), знатоками народной медицины и природных явлений, мудрыми священниками и жрецами (например, известен Маха Дзауров), храбрыми воинами-наездниками. На южной стороне поселка Салги, на горном склоне, местные жители до середины XIX века активно добывали селитру, которая использовалась для приготовления разносортного пороха. Последний, наряду с образцами ручного кремневого огнестрельного оружия, умело изготовлялся квалифицированными ремесленниками поселка Салги.




Тип:Башенный поселок
Дата начала строительства:17-й век
Расположение:Чулхойское ущелье
Координаты:42.79788, 44.82005   google, yandex, osm
Высота над уровнем моря:1630 м
Состав: 12 башен (2 боевых, 10 жилых)
4 склеповых могильника
1 мавзолей
1 cвятилище
Проживали: Салгиевы, Салгиреевы, Додовы, Эльжаркиевы, Марзиевы, Дзауровы, Дударовы
Сохранность: удовлетворительная
Сложности с посещением: небольшие, комплекс расположен у дороги, доступной внедорожникам
Сотовая связь: Билайн, Мегафон
Рекомендация к посещению: да
Рядом расположены: Гу 0.5 км, Маготе 1.1 км, Хяни 1.1 км, Ханикал 1.4 км, Лялах 1.8 км, Магой-Джел 1.9 км, родник Вампал-хаст 2.1 км

Боевые башни

В поселке Салги две боевые башни, которые размещаются в отдельных, но тесно взаимосвязанных замковых комплексах.

Первая боевая башня имеет квадратное основание (4.48*4.48 м), ступенчато-пирамидальную крышу (8 сланцевых плит с венчающим крупным конусовидным камнем) и сравнительно небольшую высоту — 18 м. Уплощенная крыша башни, имеющая в сечении треугольную форму, выделяется своей архаичностью на фоне аналогичных конструкций боевых строений Ингушетии. Сводчатым дверным проемом, ведущим сразу на второй этаж, постройка обращена на юг, в сторону реки Чулхи. Перекрытия второго и пятого этажей — в виде сомкнутого четырехстороннего каменного ложного свода с гуртами. В стенах 2—4 этажей устроены многочисленные узкие бойницы для огнестрельного боя, редкие сводчатые оконные проемы. На первом этаже размещаются крупные каменные конусовидные «мешки»-отсеки для хранения припасов. С четырех сторон верхнего этажа, у основания крупных стрельчатых боевых амбразур, из стен выступают навесные каменные машикули-балкончики. Кверху стены заметно сужаются. Башня стоит на скальном основании, в которое уложены огромные валуны. Толщина стен у основания — 0.9 м. Башня построена тщательно, на известковом растворе. Кладка стен полигональная. Снаружи стены покрыты желто-белой штукатуркой, а изнутри замазка швов кладки. Согласно преданиям, эту боевую башню соорудил во второй половине XVII века многоопытный ингушский зодчий Тэт-Батык Эльдиев из поселка Таргим.

Вторая боевая башня, квадратная в плане (5.10*5.10 м), уже полуразрушена. Она стоит на крутом склоне, который понижается к главному фасаду. Входом ориентирована на юго-восток, в сторону реки Чулхи. Она также имела каменные машикули-балкончики, пирамидально-ступенчатое (сланцевое) покрытие и достигала в высоту 22 м. Вход в башню на уровне второго этажа, в стене юго-восточного фасада, арочной формы. Дверной проем образуют большие каменные блоки, на них помещена плита, растесанная в форме арки.
Кладка стен выполнена из небольших камней на известковом растворе. Толщина стен - 0.74 м. В углах - большие каменные блоки. На одном из блоков темного цвета в левом углу главного фасада ниже дверного проема видно круглое отверстие диаметром 0,16 м. Есть основание полагать, что этот камень раньше использовался в иных целях.
Изнутри на стенах сохранилась штукатурка с побелкой. В полу три ямы глубиной 1.5 м. для хранения припасов. Перекрытие второго этажа — в виде сомкнутого каменного свода с гуртами.
Сложил башню, согласно сообщениям местных долгожителей, немного раньше первой башни некий мастер-строитель Арсмак Евлоев из ингушского поселка Евлой, которому «за это заплатили 65 коров, коня и рубашку».

Жилые башни

Местные жилые башни в плане прямоугольные или реже трапециевидные, некогда располагали 2—3 этажами, плоской крышей с парапетом. У отдельных башен сохранились разнотипные сводчатые дверные и оконные проемы, хозяйственные и оборонительные ниши, кормушки для лошадей, камни-коновязи, чашечные камни, центральные каменные опорные столбы межэтажных перекрытий, крупные конусовидные «мешки»- отсеки для хранения сельскохозяйственных припасов. Одна из башен использовалась как кузнечная и оружейная мастерская, а в черте руинированной другой фиксируется крупная плита-арка (1.20*0.44*0.31 м) дверного проема (известняк-травертин) с линейным изображением триквестра.

Наиболее крупная сохранившаяся жилая башня расположена на западной окраине Салги, стоит на выровненной площадке, имеет легкий уклон вверх. Размеры основания 5.25*6.86 м, толщина стен 0.6 м. Кладка стен из грубо отесанных мелких камней на известковом растворе, в углах - крупные камни. Входы в стене западного фасада, арочной формы. Высота нижнего проема 0.7 м снаружи и 1.3 м изнутри.
В северной части поселения отмечается тщательно обработанная, массивная каменная ступка овальной формы (0.88*0.48*0.23 м) с круглым несквозным отверстием (диаметр — 0.16 м, глубина — 0.26 м). Она относится к XVII—XVIII вв. и обычно использовалась для приготовления разносортного пороха.

Cклеповые наземные могильники

В черте поселка Салги высятся четыре полуразрушенные наземные склеповые коллективные гробницы позднего средневековья.

Первый склеп, расположенный в первом ряду с краю, имеет притвор (1.95*1.6*2.20), перекрытый сводом стрельчатой формы. В камеру (3.5*3 м, толщина стен - 0.5м) со стороны юга ведет квадратный лаз (0.45*0.45 м), на полу видны остатки умершего. Кладка стен из грубо отесанных камней на известковом растворе, в углах - массивные блоки.

Второй склеп, расположенный рядом с первым, однокамерный, прямоугольный в основании (2.7*3.85 м), толщина стен - 0.45 м. В нижних рядах кладка из крупных камней, в углах - большие блоки. Кладка известковая, сохранились стены обмазки. Внутри кладка выполнена из дикого камня. Лаз в южной стене (0.65*0.65) закрывался дверцей снаружи. Крыша к настоящему времени не сохранилась.

Третий склеп - однокамерный, прямоугольной формы в основании (3.5*4.75 м.), с покрытием в виде ложного свода, сделанным напуском камней. Пол на скальном основании, по бокам на каменных кронштейнах сделаны полки для умерших. В задней стенке есть две небольшие ниши прямоугольного сечения для ритуальных приношений.

Четвертый склеп стоит во втором ряду застройки, башнеобразный, трехэтажный, с квадратным основанием (3.03*3.15 м) и пирамидально-ступенчатым (сланцевым) покрытием. Толщина стен - 0.45 м. Лазы на первый этаж округлой формы, на второй и третий - прямоугольной. По содержательным преданиям, склеп был построен во второй половине XVII века известным зодчим Тэт-Батыком Эльдиевым из поселка Таргим. Остальные погребальные строения воздвигнуты также в XVII веке безымянными мастерами из Евлоя и Хяни. «За свою трудную и кропотливую работу они получили от 15 до 20 коров».

Ядрообразный мавзолей

В южной части поселка Салги располагались руины ядрообразного мавзолея с круглым основанием и некогда конусовидным верхом. Последний венчал крупный конусообразны камень. Своим квадратным лазом (0.65*0.6 м), ведущим в поминальную камеру, мавзолей был обращен на юг. Толщина стен у основания — 0.65 м. Сложен мавзолей был аккуратно, на известковом растворе. Кладка стен порядковая. Снаружи стены подвергнуты бело-желтой штукатурке, а изнутри у них отмечается замазка швов кладки. Предания свидетельствуют, что мавзолей был возведен в конце XVII века над одиночным захоронением местного безымянного предводителя воинской дружины мастером-строителем Тэт-Батыком Эльдиевым из поселка Таргим. Археологическим раскопкам памятник не подвергался.

Каменноящичные могильники

На северо-западной окраине поселка Салги, на горном склоне, раскинулся некрополь из каменных ящиков позднего средневековья. Последние, аккуратно сложенные из сланцевых плит и разнородных камней, ориентированы по линии В—3 (с небольшими отклонениями) и залегают в склоне на глубине 0,30—0,70 м. На поверхности склона они нередко фиксируются по специально установленным низким каменным столбикам. Ящики, по-видимому, содержат в основном одиночные захоронения: усопшие лежат вытянуто на спине, головой на запад. Могильник подвергается естественному разрушению. Отдельные случайные находки с поврежденных местных ящиков (серьги, подвески, пряжки, оружие) позволяют предварительно отнести данный некрополь в целом к XIII — началу XV в. Но археологические раскопки здесь не производились.

В районе поселка Салги также Л.П. Семеновым упоминается некрополь из каменноящичных захоронений. Археологические работы на нем не производились. Предварительная датировка этого могильника - вторая половина XIII—XIV в.

Cклеповые подземные и полуподземные могильники

На западной окраине поселка Салги, на горном склоне, разместился некрополь из 12-ти подземных и полуподземных коллективных склеповых усыпальниц позднего средневековья. В плане они прямоугольные, имеют одиночную ложносводчатую погребальную камеру с П-образными каменными полками и небольшие ниши. Полуподземные склепы располагают плоской или реже двускатно-ступенчатой (сланцевой) крышей. Иногда с фасадной короткой стороны у них устроена глубокая ниша-коридорчик с лазом. Фасадные стены полуподземных гробниц покрыты бело-желтой штукатуркой. Этот некрополь относится в целом к XIII—XV вв.

Cтолпообразное святилище

Рядом с мавзолеем располагалось невысокое (1.6 м) столпообразное святилище с прямоугольным основанием (0.8x0.45 м), плоским верхом и небольшой квадратной нишей (0.3*0.28*0.33 м) в центре фасадной длинной восточной стены. Кверху стены заметно сужались. Сложена постройка тщательно, на известковом растворе. Кладка стен полигональная, приближающаяся к порядковой. Стены и ниша покрыты толстым слоем желто-белой штукатурки. Предания указывают, что это культовое сооружения было воздвигнуто одновременно с мавзолеем в честь местного безымянного военачальника. Сейчас памятник уже находится в руинах.

Святилище - здание

В черте поселка Салги, на пологом горном склоне, располагалось полуразрушенное позднесредневековое святилище-здание, имеющее прямоугольное основание (6.2*2.8 м) и ранее располагавшее двускатно-ступенчатой (сланцевой) крышей. Ориентирована постройка с северо-запада на юго-восток и сохранилась на высоту 1.6 м. Сводчатый дверной проем был устроен в центре фасадной короткой юго-восточной стены. Толщина стен — 0.65 м.
Внутри культовое строение было поделено посредством каменной стрельчатой арки на 2 равные части. В стенах находились небольшие ниши.
Построено святилище не очень аккуратно, на известковом растворе. Кладка стен полигональная. Снаружи и изнутри у стен бело-желтая штукатурка.
Этот памятник был открыт в довоенное время Н. Ф. Уствольской, предварительная его датировка - XVI-XVII вв.
Описание приведено по научной работе Д.Ю.Чахкиева ''Древности горной Ингушетии''

Сказание о Тэт-Батыке

Записано Е. Крупновым от жителя аула Салги Белала Эльджаркиева 23 июля 1929 года, в переводе Хаджи-Бекира Ахриева // Археолого-этнографический сборник, Грозный, 1968
Это было в далекое старое время. Красавец-джигит Тэт-Батык из села Таргим одновременно имел трех возлюбленных. Когда это стало достоянием гласности, все стали осуждать Тэт-Батыка, он решил, наконец, жениться. Но был в большом затруднении - на ком остановить свой выбор? Ибо все три его любовницы были милы и привлекательны. Тогда он решил жениться на той, которая окажется сообразительней.

Всем трем своим любовницам он объявил: «Та, которая раньше других придет ко мне на свидание к Цайламскому перевалу, и будет моей женой». Между прочим, одна из трех была уже законной женой одного из жителей села Таргим.

Разумеется, каждая из трех, желая прийти первой, пошла своим путем. Одна направилась обычной дорогой, через селение Эгикал; другая - прямо по косогору через селение Кост, а третья - через глухое ущелье Целой. Раньше других пришла та, которая избрала кратчайшую дорогу через Кост. Это и была замужняя любовница Тэт-Батыка, оказавшаяся опытнее и дальновиднее своих соперниц.

Тэт-Батык сдержал свое слово, но, во избежание неминуемого скандала, вынужден был покинуть село Таргим. С помощью своих родственников он построил каменную башню в селении Салги и стал открыто жить с соблазненной красавицей, как с женой.

Ее муж в это время был в отлучке. Вернувшись домой и узнав о коварной измене своей жены, он решил жестоко отомстить Тэт- Батыку, он долго выслеживал его. Наконец, он как-то заметил, как Тэт-Батык стреножил коня за околицей селения и вернулся в свою саклю. Мститель - обманутый муж - решил дождаться выхода из сакли Тэт-Батыка и убить его.

Но неожиданно дело приняло другой оборот. Оказывается, в тот момент у Тэт-Батыка были гости. И будучи занятым гостями, Тэт-Батык послал к лошади, чтобы накормить ее, своего младшего брата. Дело было уже в сумерках. Обознавшись, муж неверной жены выстрелом из лука убил брата Тэт-Батыка; после чего он скрылся.

Конечно, Тэт-Батык догадался, чьих рук это дело. Но, не предавая гласности своего подозрения, решил сам расквитаться со своим соперником, ставшим теперь его кровником. После похорон брата, оседлав коня, он отправился в Ассинское ущелье, где и стал выслеживать убийцу, у которого сам же отбил жену.

Наконец, встретил он его как-то под вечер, когда тот возвращался из села Цори. Не будучи узнанным, без труда убил он своего кровника и, желая избежать встречи с родственниками убитого, быстро помчался домой.

Ему нужно было переправиться через разбушевавшуюся Ассу, которая в это время невероятно разлилась, а вброд переправиться было абсолютно невозможно. И Тэт-Батык, как смелый человек, решился на очень рискованный шаг. Только в одном наиболее узком месте он нашел одно бревно, переброшенное через бурлящую Ассу. По этому бревну и направил он своего испытанного скакуна. Конь благополучно переправился на другой берег и доставил Тэт-Батыка к своей красавице. Тэт-Батык безмятежно прожил с нею всю жизнь до старости.

Но с тех пор место опасной переправы Тэт-Батыка называется "Местом, где всадник Тэт-Батык переправился через Ассу по бревну".

Потомки Маго (статья)

Авторы: М.Дзаурова, Б.Цицкиев // Газета Сердало, Ингушетия, #24 (9546), 15 марта 2005 года. Печатается в сокращении
В одной из последних поездок в Салги - это было летом - нас сопровождал старейший из рода Дзауровых - Т1ахир, который родился и вырос здесь. После депортации в 1944 году он опять вернулся сюда, и до конца своих дней сохранил горячую любовь к этому краю.

- Все годы, проведенные в ссылке, я жил надеждой, что однажды вернусь сюда. - И я счастлив, что буду похоронен у себя на родине, - не раз говорил он. Так и случилось. Этот замечательный человек, большой патриот своей Отчизны, похоронен в горах - в своем родном селении Салги. Многое мы успели записать из того, что он рассказывал.

Позже нам довелось встретиться еще с одним уважаемым представителем этого рода - Эльджаркиевым Абдул-Г1апуром Белановичем из рода Дзауровых - Эльджаркиевых. Его рассказ стал живым и ярким дополнением тому, что рассказывал Т1ахир.

Абдул-Г1апур тоже уроженец Салги и отсюда был депортирован в Казахстан. На тот период в этом селении жили 7 семей этого рода. После реабилитации много было желающих вернуться сюда, но им не разрешили. Любой ценой государство стремилось не допустить бывших спецпереселенцев в горы. Поэтому и Салги в последние годы был безлюден. Т1ахир Дзауров - "последний из могикан" - тоже был вынужден перебраться со своей семьей в Армхи.

- В Салги я построил хороший дом, хозяйственные постройки, но нам здесь жить не дали. Под предлогом укрупнения населенных пунктов выселили, - сетовал горец.

По словам старцев, салгинцы - потомки Маго - пришли из Шаьми приблизительно более 850 лет назад. На Кавказе они вначале поселились там, где сейчас расположено Эльхотово, затем переехали в Эльми, Маготе, Салги. Таков исторический путь движения салгинцев с юга на восток.

Место, где расположено Маготе, было не особенно благоприятно для земледелия и пастбищ. В день по несколько раз здесь менялась погода: то дождь, то палящее солнце. Жители ущелья периодически собирались в Маготе, приносили жертвы и просили своего Бога, чтобы он даровал им хорошую погоду. Молитвы бывали услышаны, но затем снова все повторялось. Наконец, они вынуждены были перебраться на противоположный склон. Здесь были хорошие пастбища, устойчивая погода.

Когда маготинцы заложили новый аул – Салги, они еще не были мусульманами. Впервые ислам в горах принял Эльджаркъа. Язычники, в том числе из рода Дзаура, были очень недовольны им. Они считали, что Эльджаркъа своим нововведением нарушил религию предков и его нужно убить или выслать. Возможно так оно и случилось бы, но на помощь пришли Тумгоевцы. Отсюда начинается деление Дзауровых. Одна часть по имени Эльджаркъа взяла фамилию Эльджаркиевы, другие – Дзауровы, Пугиевы, Марзиевы, Додовы, но все они Салгхой по названию села Салги.

Эльджаркъа был одним из первых ингушей, кто привез в горы керосиновую лампу. До этого дома в горах освещались лучиной – бага и пламенем очага.

Сабля Зелимхана

Вы спрашивали, как сабля Зелимхана из Харачоя попала в Салги?

Вернемся немного к истории тех лет. И снова звучит рассказ грустный и волнующий. У 85-летнего Абдул-Г1апура прекрасная память и, вспоминая события тех далеких лет, он заново переживает их, как будто все было только вчера. - Не было человека в горах, кто не знал знаменитого абрека. Царь посылал целые армии на его поимку, но безрезультатно. Погубило его предательство и алчных трусливых людей.

Мой отец Билан воевал на стороне советской власти. В годы гражданской войны он командовал красной сотней.

Как-то, отбивая город Орджоникидзе от бичераховцев, отряд, которым он командовал, занял дом одного белогвардейского офицера Кибирова. Сабля Зелимхана висела на стене и якобы была преподнесена ему в подарок за это подлое убийство.

Кибиров, спасая свою шкуру, бежал, забыв обо всем на свете, в том числе и о драгоценном подарке. И она досталась отцу за заслуги, как военный трофей, и с тех пор бережно хранилась в нашей семье.

Когда нас высылали, сабля красовалась на боку гарцевавшего перед нами на коне Михаила Сизова.

По возвращении из ссылки я рассказал обо всем, что знал об этой сабле Тугану Мальсагову, который тогда собирал материалы для ингушского краеведческого музея. Рассказ взволновал его. Туган Мальсагов начал активные поиски пропавшей реликвии. Куда он только не обращался с просьбой оказать содействие в поисках знаменитой сабли, но все безрезультатно.

Фотографии предположительно 1980-х. Автор фото неизвестен.



























Поделиться ссылкой на панораму

Код для встраивания на свой сайт

Достопримечательности горной Ингушетии

Обзорные виды с горы Столовая из курорта Армхи с Цей-Лоам на Таргимскую котловину на Гулойхийское ущелье с Цорей-Лоам с Черехкорт
Джейрахское ущельеАнгенти Башня Дудара Башня Утта Бейни Бэрыр-гIала Бялган Галихал Гарак Гоуст Гули Джейрах Духаргишт Кашиете Кейрах Кербите Кошк Курорт Армхи Ляжги Ляжгинский водопад Меллери Мецхал Морч Мят-Сели Мятер-Дала Обан Ольгети Памет Тарш Товханти Фалхан Фуртоуг Фуртоугский водопад Хамишки Харп Шоан Эжар Эзми Эрзи гора Столовая
Чулхойское ущельеГу Кязи Лялах Магой-Джел Маготе Салги Ханикал Хяни
Тумгойское ущельеБиср Бишт Бярч Галушпи Гаппи Каштын Някист Тумги Хашали Цоли родник Хьорхьаст
Галгаевское ущельеБархане Гадаборш Дошхакле Карт Кели Кий Ког Кост Лейми Оздик Тори Эгикал
По Ассе и ФортангеАльби-Ерды Ассинское ущелье Балкой Барах Верхний Алкун ГIалгIай наIарге Гаги Галаш Гасар-Ценге (Исмаил-Ков) Гериты Даттых Зем-гала Коали Кяхк верхний Кяхк нижний Нелх Пуй Пуй верхний Пхьа-гIала баьре Старый Барах Таргим Таргимские храмы Тхаба-Ерды Хайрах Хамхи Эги-чож Эка-Чожинский водопад Юртетlа
По Гулой-хиАбали Бешт Бирг Вовнушки Галу Коки Ляжг Оздие Оздиче гора Черехкорт
Под Цорей-ЛоамАгутыр Ангеты Анти Аршауг Башни двух жен Вици Гвези Горшки Гул Гянт Дакхли Евли новый Евли старый Кашети Керби Лешки Меллер Мусиево Мухул Мяшхи Ний Нийкоте Оасег Пялинг Цизды Цорей-Ламский горный перевал Цори Цхаралте гора Цорей-Лоам

К Салги ведет дорога, доступная внедорожникам. Чтобы добраться до поселка, следует повернуть с центральной автотрассы около горы Цей-Лоам в сторону башни Магой-Джел, эта грунтовая дорога указана на карте OSM, её протяженность составляет 4 км. В период дождей часть дороги может быть размыта, поэтому рекомендуем принимать соответствующие меры предосторожности.


  • ВКонтакте